Описание
Рамочные барабаны, или frame drums – это цилиндрические барабаны с очень узким - по сравнению с диаметром мембраны – корпусом, или обручем. Их зачастую называют просто бубнами, хотя это не совсем правильно. Рамочные барабаны - древнейшие музыкальные инструменты: их изображения можно увидеть, например, на древнеегипетских барельефах, шумерских вазах и древнеримских фресках. Почти все древние изображения рамочных барабанов свидетельствуют об их исключительно важной роли в духовной жизни людей того времени: везде, где они изображены, речь идет о религиозных процессиях или обрядовых танцах-мистериях. Сакральная роль этих инструментов отчасти сохранилась и в наши дни. Камлание под шаманские бубны, трансовое погружение вращающихся дервишей под аккомпанемент дафов, стремительные тарантеллы и пиццикареллы (да, не удивляйтесь: эти итальянские танцы - тоже пережиток древних мистерий) и многое другое – все это, как ни странно, еще можно увидеть и услышать в наш век космических полетов и интернета.
Вслушайтесь в звук больших рамочных барабанов, таких, например, как шаманский бубен, тар, даф или таморра. Первое, что бросается в глаза, точнее в уши – это необычайная насыщенность обертонами, или гармониками, причем гармонический спектр зависит от силы и типа удара, а, кроме того, от зоны мембраны, куда производится удар. Эти зоны плавно переходят одна в другую. Таким образом, комбинируя силу, тип и зону удара, мы можем получить необычайно богатую, практически неисчерпаемую звуковую палитру. Именно сильная насыщенность обертонами создает гипнотический, трансовый эффект (сходным воздействием на слушателя обладает варган, тоже активно используемый в ритуально-религиозных практиках многих народов). Кроме того, крупные рамочные барабаны, по сравнению с кубкообразными (такими как дарбука или джембе), имеют ярко выраженную тональную окраску, что делает их очень полезными для ритмического сопровождения музыки, требующей остинатного (постоянного) баса.
Бурное развитие техники игры на рамочных барабанах в настоящее время можно сравнить по пассионарности и стремительности с прогрессом фортепьянного и скрипичного исполнительства в конце XVIII - начале XIX века. Не прекращается поток инноваций как в технических приемах игры, так и в устройстве самих инструментов.
С древних времен бубны использовались в шаманизме. Его звук приносит выздоровление, очищает организм от негативных вторжений, даёт спокойствие и уверенность. На нашем семинаре мы изучим восемь традиционных ритмов, соответствующих восьми энергетическим центрам, отвечающих за распределение жизненной силы.