Описание
«Один из известнейших среднерусских монастырей», - как его называли в литературе XIX в., Троицкий Оптин монастырь расположен в километре от Болхова. Раньше это был развитый монастырский ансамбль с тремя храмами, келейными корпусами и службами. Основан Болховский Оптин монастырь ранее XV века, по одному преданию князьями Хотетовскими, которым Болхов был дан в удел, по другому – раскаявшимся и постригшимся в монахи разбойником Оптой, так же как и Козельская Оптина пустынь, находящаяся в 90 км от Болхова; одно время Болховский монастырь был даже более значительным и известным. Третье предание связывает название Болховской Оптиной пустыни с традицией общежительного проживания монахов и монахинь, распространенной в XV веке. К XX веку в Троицком Оптине монастыре было три храма: Св. Живоначальной Троицы с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря, Тихвинской Божией Матери с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека, Рождества Иоанна Крестителя с приделами пророка Илии и Антония и Феодосии Печерских. Окружала обитель крепостная каменная стена с четырьмя башнями-бойницами по углам, что указывает на приспособление к самозащите. В 1614 г. во время литовского нашествия монастырь был выжжен поляками, о чем сказано в писцовых книгах 1620 года, а до пожара в обители были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Пророка Илии, и по актам ее именовали Монастырь Обжей Рождества Пресвятыя Богородицы. В 1628 г. по повелению царя Михаила Романова церкви эти были восстановлены почти в прежнем виде. Обитель испытывала оскудение «имел всего два колокола весом в 1,5 пуда каждый». Существует древнее предание, связанное с этими колоколами. Близ монастыря есть луг, в старину он был глубоким озером, в котором будто бы отдавался и теперь отдается гул колокола. Во время нашествия каких-то врагов монахи спрятали два больших колокола в озеро. Когда неприятель удалился, один колокол вынули, а другой вытащить не смогли. С тех пор колокольный звон извлеченного из озера вызывает сочувственный отклик в его собрате, скрытом глубоко под землей; эти звуки подземного узника и слышатся. Второе монастырское предание о том, как видели монахи Саму Богородицу, как прошла Она у монастырской ограды, благословляя Свою обитель. Во все времена монастырь имел царственных покровителей из Дома Романовых, т.к. супруга царя Алексея Михайловича (Тишайшего) – царица Мария Ильинична Милославская была болховской уроженкой; преемники царя Алексея – цари Федор, Иоанн, царевна София и Петр I также оказывали помощь обители. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Милославский и ее сестра Анна. Бывали здесь и цари Иоанн Грозный и Петр I и благодетельствовали городу и монастырю. И многие знаменитые русские фамилии: Горчаковы, Милославские, Юрасовские, Шеншины, Хотетовские и другие в течение нескольких веков были известными жертвователями Оптина монастыря, где по завещанию и погребались. Обширные связи монастыря и духовное его влияние, таким образом, простирались далеко за пределы Орловской губернии. В 1705 г. Петр Великий, посетивши с царевичем Алексеем Болхов, повелел «ради многонародного жительства города» - «для церковной церемонии и благолепия во время водоосвящения и в крестных хождениях в мужской и девичь монастыри четверекратно быть в монастыре архимандриту». Самым известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря в XIX веке был любимый ученик св. Филарета Московского, переводчик священных ветхозаветных книг, воспитанник Глинской пустыни, просветитель и миссионер Алтая, архимандрит Макарий (Глухарев), почивший в обители 18/31 мая 1847 г. и погребенный в склепе под сводами Троицкого собора; ныне причисленный к лику святых Божиих.